Принцип работы и устройство распределительной коробки передач (раздаточной коробки) на ВАЗ 2121

Автомобиль ВАЗ 2121, известный также как «Нива», является одним из самых популярных внедорожников в России. Одной из его ключевых особенностей является раздаточная коробка передач, которая позволяет изменять режимы движения и обеспечивает повышенную проходимость на различных дорогах и бездорожье. Раздатка оснащена рядом устройств и механизмов, которые обеспечивают ее работу.

Основной принцип работы раздатки на ВАЗ 2121 состоит в том, что она позволяет переключаться между режимами при помощи специального селектора. В зависимости от положения селектора, автомобиль может работать в заднем приводе, полном приводе или с блокировкой дифференциала. Когда автомобиль находится в полном приводе, мощность двигателя передается на все четыре колеса, что повышает его проходимость на сложных дорогах и бездорожье.

Устройство раздатки состоит из нескольких ключевых компонентов. Одним из них является раздаточный механизм, который содержит систему зубчатых колес и передач. Эти колеса и передачи передают вращение двигателя на приводной вал, который в свою очередь передает его на ось ведущих колес автомобиля. Специальные блокирующие механизмы позволяют переключать различные режимы работы раздатки.

Принципы работы раздаточной коробки ВАЗ 2121

Принцип работы раздаточной коробки ВАЗ 2121 основан на использовании нескольких систем и устройств, включая рычаги, шестерни и блокирующий дифференциал. Раздаточная коробка имеет несколько режимов работы:

РежимОписание
Полноприводный режимВ этом режиме передача крутящего момента от двигателя передается на все четыре колеса автомобиля. Для этого используется блокирующий дифференциал, который обеспечивает равномерное распределение мощности между передней и задней осью.
Заднеприводный режимВ этом режиме передача крутящего момента от двигателя передается только на задние колеса. Для этого блокирующий дифференциал отключается, и мощность передается только через заднюю ось.
Полуприводный режимВ этом режиме передача крутящего момента от двигателя передается на передние колеса, а задняя ось остается свободной. Такой режим использования позволяет снизить расход топлива и повысить маневренность автомобиля.

Переключение режимов работы раздаточной коробки ВАЗ 2121 происходит с помощью специальных рычагов, которые расположены в салоне автомобиля. Переключение происходит механически и не требует дополнительных усилий со стороны водителя.

Принцип работы главной передачи

Принцип работы главной передачи основывается на использовании гипоидного зубчатого колеса. Это колесо имеет ось, которая расположена ниже центра зубчатого колеса. Такое расположение оси позволяет передавать крутящий момент на приводные валы мостов, одновременно изменяя его направление.

В процессе работы главной передачи, крутящий момент от скоростной коробки передач поступает на ведущую шестерню. Затем, через пару ведущей и ведомой шестерен, происходит передача крутящего момента на гипоидное зубчатое колесо. Главная передача увеличивает обороты первичного вала и передает их на приводные валы передних и задних мостов, что обеспечивает движение автомобиля.

Главная передача на ВАЗ 2121 имеет разные передаточные числа для переднего и заднего мостов. Благодаря этому, автомобиль обладает возможностью выбора режима передачи силы на определенные колеса в зависимости от условий дороги и движения. Это делает автомобиль более управляемым и способным справиться с различными типами территорий.

Таким образом, главная передача является важным элементом раздаточной коробки передач автомобиля ВАЗ 2121, отвечающим за передачу крутящего момента на задние и передние мосты. Благодаря применению гипоидного зубчатого колеса, главная передача обеспечивает эффективную передачу крутящего момента и повышает управляемость автомобиля.

Принцип работы раздатки

Внутри раздаточной коробки находится система планетарных шестеренок, которая позволяет переключать передачи между передними и задними колесами. С помощью рычага выбора передач находящегося в салоне автомобиля, водитель может переключать разные комбинации шестеренок, чтобы получить нужное сочетание передач для различных условий езды.

При переключении на режим передач передних колес, муфта фрикционной передачи включается и соединяет передние колеса с приводом. Это позволяет передавать крутящий момент от двигателя на передние колеса и включать передачи переднего привода. При переключении на режим передач задних колес, муфта фрикционной передачи отключается, и задние колеса соединяются с приводом. В этом режиме передачи заднего привода активируются и передачи для задних колес.

Таким образом, раздатка на ВАЗ 2121 позволяет водителю выбирать между передним и задним приводом, а также переключать передачи для разных условий езды. Это дает возможность улучшить проходимость и управляемость автомобиля в зависимости от различных дорожных и внедорожных условий.

Устройство и работа редуктора

Главная пара является ключевым элементом редуктора. Она состоит из двух зубчатых колес разного размера: большого и малого. Малое колесо соединено с ведущей полуосью, а большое колесо с приводным валом.

Дифференциал – это устройство, которое позволяет задним колесам вращаться с разной скоростью при повороте автомобиля. Он имеет несколько шестеренок, которые распределяют крутящий момент между задними колесами.

Работа редуктора начинается с того, что двигатель передает крутящий момент на ведущую полуось. Затем этот момент передается через главную пару на приводной вал. Благодаря различным размерам зубчатых колес, момент усиливается и передается на дифференциал.

Дифференциал распределяет момент между задними колесами таким образом, чтобы они могли вращаться с разной скоростью при повороте автомобиля. Это позволяет колесам пройти нужное расстояние по кривой траектории без скольжения или проскальзывания.

Важно отметить, что редуктор на ВАЗ 2121 оснащен блокировкой привода заднего моста. Эта функция позволяет заблокировать дифференциал и передать равномерный момент на оба задних колеса, что может быть полезно при прохождении труднопроходимых участков дороги.

Значение раздатки для ВАЗ 2121

При выборе режима заднего привода, раздатка передает усилие от двигателя только на заднюю ось автомобиля. Это позволяет сэкономить топливо и обеспечить более эффективное движение на ровных дорогах или при высоких скоростях. Однако, в таком режиме ВАЗ 2121 не сможет полноценно справиться с преодолением сложных участков с неровностями, грязью или снегом.

В режиме полного привода, раздатка соединяет переднюю и заднюю оси автомобиля, что обеспечивает максимальное усилие и мощность на всех колесах одновременно. Полный привод позволяет преодолевать пересеченную местность, сложные дороги и испытывать автомобиль на пределе его возможностей.

Раздатка не только переключает режимы привода, но и предоставляет дополнительные возможности для водителя. Например, с помощью раздатки можно выбрать повышенную и пониженную передачу, что позволит адаптировать ВАЗ 2121 к различным условиям дорожного покрытия. Повышенная передача используется для движения на ровных и хорошо отсыпанных дорогах. Пониженная передача предназначена для движения по бездорожью, скользким участкам и крутым подъемам.

Таким образом, раздаточная коробка – это важное устройство, которое позволяет ВАЗ 2121 проявить себя как внедорожный автомобиль. Она дает возможность выбрать наиболее подходящий режим привода, обеспечивает проходимость на разных типах дорог и позволяет преодолеть сложные участки маршрута. Владельцы ВАЗ 2121 должны помнить, что правильное использование раздатки и выбор подходящего режима привода существенно повышают безопасность и комфорт во время движения.

Оцените статью